Адрес местонахождения: ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 9 (ТЦ "Пушкинский" )

Тел.: +7 922 449-00-11 vats86@rambler.ru

Платим за коммунальные услуги без посредников

Каждый житель может заключить договоры с ресурсоснабжающей организацией и платить за потребленные услуги напрямую. Однако одновременно вводятся обязательные ежемесячные платежи за капитальный ремонт дома.

Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен отдельными частями ст. 155 Жилищного кодекса РФ:

1. При управлении домом ТСЖ:

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

2. При управлении домом управляющей организацией:

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

3. При непосредственном управлении домом собственниками:

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Порядок для собственников жилых (имеется в виду «частных», не многоквартирных) домов:

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Как следует из вышеприведённых норм, прямые расчёты жителей с ресурсоснабжающими организациями возможны только на основании решения общего собрания. Это ч. 6.3. (для способа управления — ТСЖ, ЖК) и ч. 7.1. (для способа управления — управляющая организация) статьи 155, действующие с 17.06.2011 г.

Заметьте также, что в Жилищном кодексе (да и в других нормативно-правовых актах) в настоящее время нет положения о том, что жителям должно выставляться более одного платёжного документа на оплату ЖКУ.

[прокладка высота = «10px»]
Дополнительная информация.

О плате за жилищно-коммунальные услуги через третьих лиц (РКЦ, ИРЦ, платёжные агенты):

Из заключения Института экономики города на Проект постановления правительства Российской Федерации «О требованиях к осуществлению расчетов за коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»:

«Исходя из императивных норм ЖК, если управляющая организация, ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив не привлекли платежных агентов, или если банки, с которыми указанные исполнители имеют договоры о приеме и перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не привлекли банковских платежных агентов, то плата за коммунальные услуги в зависимости от реализуемого в многоквартирном доме способа управления должна вноситься только:
1) управляющей организации (ч. 6.1. и 7 ст. 155);
2) товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу (ч. 5 и 6 ст. 155);
3) ресурсоснабжающим организациям, которые предоставляют коммунальные услуги, в отношении которых в установленном порядке принято решение о переходе на прямые платежи (ч. 6.3. и 7.1. ст. 155).

В этих случаях в выставляемых нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственникам помещений с многоквартирных домах платежных документах должны указываться банковские счета указанных выше лиц. Исходя из требований ЖК и других федеральных законов в платежных документах никогда не могут указываться банковские счета платежных агентов, банковских платежных агентов, расчетно-кассовых или информационно-расчетных центров (что достаточно часто нарушается на практике при попустительстве контрольно-надзорных органов), независимо от того, какие решения по этому вопросу приняты общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ и Правительством РФ. Императивные нормы Жилищного кодекса РФ  не должны никем нарушаться. Это следует из ст. 8 ЖК, согласно которой «к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом». Без учета норм ЖК иное законодательство применяться не может.

Устанавливаемая ч. 15 ст. 155 ЖК возможность внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений детализирована нормами двух федеральных законов:
1) при участии платежных агентов – Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
2) при участии банковских платежных агентов — Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Разъясняем законодательство

Отвечает прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан Папанов С.В.:

Жилищным кодексом РФ (ч. 7.1 ст. 155) предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С 01.09.2012 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Указанным правовым актом установлен порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, закреплены права и обязанности исполнителя (в данном случае, исполнителем коммунальной услуги будет непосредственно ресурсоснабжающая организация).

Так, согласно пункту 25 Правил для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее необходимую информацию о потребителе.

Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю. Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах (пункт 23 Правил).

При этом, согласно пункту 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор) считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами (пункт 7 Правил).

Такой механизм оплаты напрямую в ресурсоснабжающую организацию исключает возможность образования задолженности управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов, что напрямую влияет на бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям-гражданам.

[прокладка высота = «5px»]

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *